Детектор ошибок у писателя - Литературная Россия 10.02.2107

ДЕТЕКТОР ОШИБОК У ПИСАТЕЛЯ (Журнальный зал)

Наш мозг выполняет много функций, одна из них – уведомлять человека об ошибках. Такая функция называется детектор ошибок. Участки мозга начинают действовать, когда человек отступает от привычного поведения, нормы. Детектор ошибок не мешает человеку совершить неблаговидный поступок, только лишь фиксирует расхождение исповедуемой конкретной морали и предпринимаемых действий. При заявлении активной жизненной позиции, образа жизни и даже творчества у писателей, с одной стороны, включается детектор ошибок, который заставляет говорить правду, с другой – присутствует механизм лжи. Когда автор сознательно делает неправильные вещи, обманывает читателя и ведёт неправедную жизнь, детектор ошибок его предупреждает, что он делает не так, – это и есть совесть, – для того, чтобы писатель сам не верил в свою собственную ложь.

 

Журнал «Дальний Восток», № 6, 2016

Кирилл Алейников

«Искатель немыслимых слов»

Стихи

 

В шестом номере журнала примечательна стихотворная подборка Кирилла Алейникова «Искатель немыслимых слов». Автор убедительно высказывает своё поэтическое слово, пусть и звучащее отдалённым эхом с затерявшейся на карте Камчатки, где он проживает, достоверно уверяя, что есть надежда и в этом случае быть услышанным многочисленной армией ценителей высокого рода литературы. Преобладают живописные лирически выстраданные этюды-экзерсисы, несущие суровую мужскую любовь к природе, сдержанное чувство меры в красоте и удовольствиях, смыслы самопостижения в пути творца.

Классический компонент ярко насыщает талантливые изыски и порывы, отсылая в самом явном к бессмертным манифестам поэзии Константина Бальмонта:

Я – свидетель: в самой вышине,

На вершине всей небесной кручи

Бьётся в беспросветной тишине

Тайный пульс созвездий и созвучий!
 

Узнаваемый творческий след зрелого автора, обилие аллитераций, честное общение с читателем – всё, что способно вызвать живую заинтересованную реакцию, невозможно не взять с собой в долгую поэтическую дорогу:


Твоей косы уснувшей расплести

Не суждено. Глотая жадно звуки,

Мне ложь глаза безжалостно слепит

На берегу излучины разлуки.

 

Мне холодно. Слова уходят прочь.

И почерк мой уходит вслед за ними.

Всю напролёт незыблемую ночь

Я промолчу твоё простое имя.
 

Фатализм навевает судорожный анализ всего обозримого и выливается в прозрение всеми проклятого всепоглощающего труда лирического героя:


Но спасибо за труд. Не поставить ли дерзкую точку?

Черновик наших судеб весь вымаран твёрдой рукой.

Почему же слова каторжанами тянутся в строчках

Несгибаемой, рваной, вцепившейся в стих чередой?

 

Так поэтов слова, утопая в снегах, вереницей

Все идут и идут в белоснежных полях глухоты,

И безумие мира, сверкая, над ними глумится,

Заливая сияньем просторы людской мерзлоты.
 

Даром, почти напрасно, обогащая всеми любимую ноосферу, возможно затронуть мимоходом глубинные струны мироздания, при этом иронически олицетворяя истинные ценности в мановении руки поэта:


Речь, как невесту, потерять.

Всё объяснить рядами чисел,

Разъять Вселенную, понять

Её бесчеловечный смысл.

 

И на цитаты разобрать

Весь мир, его триумф и муку…

И вечность пригвоздить, как муху,

К бумаге кончиком пера!
 

Российский читатель не одинок в стремлении к настоящей поэзии и в поиске её жемчужин, вместе с талантливыми поэтами он смотрит в одном, только перспективном направлении. Стихи Кирилла Алейникова приближают долгожданное время эпохи расцвета, доказывая, что нет безысходности в любой самой критической литературной ситуации.