Рецензия Эмиля Сокольского журнал "Дети Ра" № 2 2017

Кирилл Алейников, «Дар речи»
М.: «Вест-Консалтинг», 2015.

Поэт сразу берет читателя силой, мощью, уверенностью. Подчас думаешь: он серьезно — или заигрывается? Или действительно такие образы (способные привести в замешательство жителей европейской части России) для жителя Камчатки понятны и нисколько не удивительны?

Снег пал на языки застывших лав.
Клыки вулканов перегрызли глотку
Приземистому утреннему небу, 
И кровоточат звезды на заре.
Проснулись камни, повели плечами
И сгрудились от холода плотней»…

Речь автора бывает прерывиста, со скачками, кое-где не соблюдается рифмовка, иногда видишь — есть стихи необработанные, словно как следует не вычитанные, торопливо вываленные на страницу; но это совсем не главное! Главное — они не оставляют равнодушным и «держат» крепкой хваткой читательский интерес. Автор сыплет сравнениями и метафорами; он их будто не сочиняет — он сразу все «именно так видит»; потому что попросту не способен по другом видеть и чувствовать!

«Вьет гнезда сумрак на уступах скал»; «Без стука ночь шагнула в дом»; «Всю ночь гляжу в таежный сумрак/ Твоих жестоких темных глаз»; «Ваши руки пахнут первым снегом./ Ими — настежь окна отворить»… Такие неожиданные строчки рассыпаны по всей книге.

Язык этого камчатского автора сформировался на пересечении поэтик Маяковского (в книге часто встречается «лесенка») и Есенина (лучше сказать — поэтов есенинского круга). Если в одном стихотворении Алейников готов «лица улиц топтать», то в другом — он наблюдает, как «тучи в клочья рвет луна-медведь» и как «ночь усталою бабой в подоле/ Полумесяц внесла, как дитя». Но если смотреть на стихи Алейникова шире, то найдешь и заклинания Блока, и манерность других поэтов Серебряного века — во много раз меньшего масштаба. Пожалуй, Алейников — из тех, стихи которых нужно издавать малым сборником — собрав самое-самое, чтобы не отвлекаться на второстепенное и даже вовсе не знать его. Достаточно того, что второстепенное у Алейникова иногда вклинивается и в те стихи, которые можно было бы признать хорошими… Можно было бы…

На простуженной дороге,
Где, впряжен в пустые дроги,
Месяц топчется двурогий,
Ветер — сжал кулак.

Или в сочетании банальностей и собственных находок — и есть особое обаяние Кирилла Алейникова?